РЕСПУБЛИКАНСКАЯ АССОЦИАЦИЯ ГОРНОДОБЫВАЮЩИХ И ГОРНО-МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Новости

28.06.2017

Не наказывать, а стимулировать

Республиканская ассоциация горнодобывающих и горно-металлургических предприятий предлагает ввести льготы и преференции для поощрения природопользователей, внедряющих «зеленые» технологии. Такое предложение озвучил в ходе «круглого стола» «Совершенствование природоохранного законодательства Республики Казахстан» директор департамента экологии и промышленной безопасности АГМП Талгат Темирханов. Встреча состоялась под председательством первого заместителя исполнительного директора АГМП Тулегена Муханова в рамках прошедшей в Караганде 13-й Международной выставки Mining Week Kazakhstan 2017. В ее работе приняли участие более 80 компаний из 12 стран мира: Беларуси, Бельгии, Германии, Китая, Польши, России, США, Турции, Украины, Чехии, Новой Зеландии.

О барьерах, возникающих при применении норм экологического законодательства на практике, в своем выступлении рассказал Т. Темирханов. Он напомнил, что, по оценке многих международных экспертов, в Казахстане платежи и штрафные санкции за экологические нарушения уже сейчас находятся на уровне многих развитых стран, а в некоторых случаях и превышают их уровень. При этом миллионные суммы, уплачиваемые компаниями, не имеют целевого назначения и растворяются в государственном и местных бюджетах республики. Значительные размеры собранных средств не идут на решение экологических проблем регионов. В то время как для реального сохранения и восстановления окружающей среды необходимо тратить более 5% средств от ВВП.

- Наша ассоциация считает, что в интересах окружающей среды государству необходимо оптимизировать подходы к формированию как доходных, так и расходных частей бюджета, с целью устранения зависимости от природоохранных платежей и штрафов, - подчеркнул директор департамента экологии и промышленной безопасности АГМП. - Приходится констатировать, что в действующем управлении охраной окружающей среды продолжают усиливаться ответственность и система наказаний за нарушения экологического законодательства, и никак не развиваются стимулирующие методы.

Отечественные предприятия горно-металлургического комплекса привержены переходу к «зеленой» экономике и максимально сокращают эмиссии в окружающую среду. Они строго следуют требованиям экологического законодательства и выполняют собственные природоохранные программы. Многим предприятиям Казахстана присвоены международные сертификаты соответствия системам управления качеством ISO-9000 и экологического менеджмента ISO-14000, что говорит о высоком уровне экологической безопасности производства, охране атмосферного воздуха, земельных ресурсов и почв. А вот удалось ли за прошедший период развития природоохранной деятельности переломить ситуацию в части улучшения состояния окружающей среды областей Казахстана, как заметил Т. Темирханов, пока не ясно.

Невозможно существенно продвинуться на пути к «зеленой» экономике без того, чтобы не заинтересовать в этом природопользователей. Средства, поступающие в бюджет за экологические эмиссии и штрафы, не возвращаются предприятиям ни в каком виде. Поэтому все природоохранные мероприятия становятся дополнительной ношей на компании. «Зеленые» технологии недешевы, и те промышленники, которые активно их внедряют, должны иметь определенные стимулы.

- АГМП предлагает ввести льготы и преференции для поощрения природопользователей, внедряющих «зеленые» технологии, снижающих негативное воздействие на окружающую среду, делающих ставку на переработку и утилизацию отходов, и осуществлять эти шаги поэтапно, - подчеркнул руководитель департамента АГМП Т. Темирханов.

В этой связи АГМП совместно с другими бизнес - ассоциациями РК предлагает закрепить в Бюджетном кодексе РК норму, позволяющую аккумулировать «эмиссионные и штрафные средства» и использовать их исключительно или частично на охрану окружающей среды. Но пока в Министерстве национальной экономики РК это предложение не получило практической поддержки. Ассоциация считает, что пора задуматься над тем, как от штрафов перейти к поощрениям. При таком подходе предприятия ГМК способны снижать объемы размещаемых отходов, а рациональная система государственного управления охраной окружающей среды, безусловно, будет способствовать повышению инвестиционной привлекательности страны.

- АГМП предлагает внести изменения и дополнения в Экологический кодекс РК и в некоторые подзаконные акты РК, регулирующие общее управление охраной окружающей среды, - обозначил позицию ассоциации спикер.

К примеру, порог суммы ущерба окружающей среде в некоторых случаях установлен достаточно низкий, а его превышение может быть уголовно наказуемым. Тяжесть наказания зависит от суммы экономического ущерба окружающей среде, и может сильно отличаться в разных областях Казахстана. В настоящее время сумма ущерба рассчитывается только на основании объема загрязнения в тоннах, то есть за выброс в атмосферу определенного объема загрязняющих веществ в области, где не применяется повышающий коэффициент, взыскание может быть незначительным. Если же ставка платы увеличена, штраф начисляется гораздо больший, а такая сумма ущерба (т.е. не объем загрязнения, а объем начисленных денег) грозит лишением свободы.  Иначе говоря, за одно и тоже нарушение в Атырауской области можно сесть в тюрьму, а в Павлодарской отделаться штрафом. Нарушается принцип равенства законодательства, а такого быть не должно.

Он также представил предлагаемую АГМП редакцию «Правил экономической оценки ущерба от загрязнения окружающей среды», в которой исключены некоторые «карающие» коэффициенты, обоснован отказ от повышающих коэффициентов за превышение эмиссий. Поэтому АГМП призывает уполномоченный орган в лице Минэнерго вернуться к обсуждению корректировок в методику косвенного ущерба предлагаемых природопользователями.

Кроме того, остается острой проблема временного хранения отходов. Природопользователей волнует вопрос «временного хранения отходов» перед направлением их на переработку.

Дело в том, что в проекте Экологического кодекса предусмотрена возможность временного хранения отходов до их дальнейшей передачи перерабатывающим организациям. При этом на момент согласования данной нормы возможность временно накапливать отходы, перерабатываемые собственными силами, не была включена. АГМП предлагает усовершенствовать редакцию по временному хранению отходов и включить к временному хранению собственную переработку, утилизацию или захоронение.

Вместе с тем, в Казахстане остро стоит проблема совершенствования системы оплаты экологических платежей в части определения уровня опасности отходов. Подчеркнув, что предприятия ГМК направляют значительные денежные средства на усовершенствование системы управления отходами, в том числе приобретение новейшего оборудования и технологий для снижения уровней опасности, Т. Темирханов обратил внимание на то, что согласно Экологическому Кодексу РК определение уровня опасности и кодировки отходов производится при изменении технологии или при переходе на иные сырьевые ресурсы, а также в других случаях, когда могут измениться опасные свойства отходов.  При этом на сегодняшний день в республике отсутствует система нормативно - правовых актов, позволяющих переводить отходы с одного уровня опасности в другой.  Проведение исследований по определению уровня опасности позволило бы предприятиям выявить отходы, которые могут быть переведены из одного класса опасности в другой. В этом вопросе АГМП предлагает предусмотреть механизм перевода отхода с одного уровня опасности в другой.

В своем выступлении на «круглом столе», организованном АГМП, член ассоциации «Экология» Денис Выдрин подробно разъяснил понятие нормативов эмиссий в окружающую среду в части нормирования выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. По его словам, основной целью нормирования является регулирование качества окружающей среды и установление допустимого воздействия на нее, обеспечивающих экологическую безопасность, сохранение экологических систем и биологического разнообразия. В процессе нормирования устанавливаются нормативы качества окружающей среды, нормативы эмиссий и нормативы в области использования и охраны природных ресурсов. Нормативы качества окружающей среды и порядок их установления предусмотрены в статье 23 Экологического Кодекса РК.

Представитель ассоциации «Экология» подчеркнул, что вопросы нормирования качества окружающей среды, в том числе атмосферного воздуха и установления нормативов эмиссий в окружающую среду, необходимо решать в соответствии с Экологическим Кодексом РК.

Пресс-служба АГМП

Яндекс.Метрика